Выбор керамической плитки
Покупатель всю необходимую информацию о плитке может получить, взглянув на упаковку и выяснив значение размещенных на ней пиктограмм. Например, изображение ступни на черном фоне помещается на упаковках с напольной плиткой. Рисунок кисти руки соответствует плитке для стен. Снежинка обозначает морозоустойчивость. Ступня на заштрихованном фоне — повышенную износостойкость. Неоднократное повторение одного и того же значка говорит о высоком уровне того или иного показателя.
При покупке не стоит путать понятия техническая характеристика и качество, иначе вы неизбежно потратите деньги впустую. Ведь совершенно необязательно укладывать пол в ванной плиткой с повышенной морозоустойчивостью или высокой износостойкостью. Ее место — в помещениях общественного назначения, торговых и выставочных залах. В жилом помещении, как правило, не нужна плитка выше III класса истираемости, если не считать прихожей.
Качество керамической плитки оценивают визуально. Керамическая глазурованная или неглазурованная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой, без трещин, сколов, инородных включений, выпуклостей или вогнутостей. Это можно проверить, приложив две плитки друг к другу. Если просветов между ними нет — все нормально. У качественной продукции различия по длине и ширине плитки одной серии не должны превышать 1,5 мм, по толщине — 1 мм. Разница в толщине одной плитки не должна превышать 0,5 мм. Также нужно обращать внимание на то, чтобы стороны были ровными, а углы — прямыми. Наконец, абсолютно одинаковым должен быть цвет всей партии. Скользкость плитки лучше определить опытным путем: капнуть на нее воды и попробовать на ощупь.
Географически керамическую продукцию можно подразделить на два лагеря: европейских производителей и азиатских. В первой группе более качественная и потому более дорогая плитка из Испании, Италии, Франции и Чехии, во второй — изделия из Турции, Ирана, Эмиратов.
Во всем мире лучшей считается плитка производства Великобритании и Испании. Английская плитка — очень дорогая (метр облицовочной стоит в магазине около 1000 рублей, напольной — еще дороже), что не позволяет этой продукции стать широко популярной.
Испанская плитка более демократична — по цене 400—500 рублей за метр облицовочной. При этом Испания справедливо считается законодателем мод в керамическом производстве, производители четко выдерживают все нормы.
Плитка производства Италии по цене практически такая же, как и испанская. Многие потребители считают их примерно одинаковыми, но специалисты считают, что это не так. При покупке они действительно выглядят одинаково, но итальянская стирается гораздо быстрее. Наиболее популярны среди европейских производителей, несмотря на достаточно высокую цену, изделия фирм «Az-Teka», «Ceramika Latina», «Efes Ceramik».
Есть еще кафель родом из Чехии и Прибалтики. По цене он дороже российского и дешевле испанского — около 300 рублей за метр. По виду и качеству тоже занимает серединную позицию.
Лидером в группе азиатских производителей, безусловно, является Иран. Плитка иранского производства — сегодня товар самого массового спроса. Это и понятно — среди своих заграничных «собратьев» она самая доступная по цене.
Однако приходится отметить, что и страна-производитель — это не стопроцентная гарантия от брака. Дело в том, что на наш рынок в основном попадает плитка 2-го и 3-го сорта, поскольку она значительно дешевле по своей закупочной стоимости. Для сравнения: 1 квадратный метр итальянского кафеля 1-го сорта в городе Дубаи стоит $30, тогда как 2-3-й сорт — от $5 до $15 за то же количество. Правда, все различие между ними может заключаться лишь в незначительных крапинках или царапинах, которые порою и не разглядишь невооруженным глазом.
Что касается российских производителей, то есть предприятия, которые пытаются наладить выпуск продукции мирового уровня, то чаще всего это совместное с испанцами или итальянцами производство.
При покупке отечественной плитки нужно быть очень внимательным. Грех наших предприятий — несоблюдение нормативов. Чаще всего это проявляется в разной толщине (иногда до 2—3 мм) и в оттенке. В нескольких упаковках из одной партии, даже если они куплены в одном магазине или на рыночном лотке, могут оказаться плитки разного цвета. Не всегда бордюр по толщине совпадает с самой плиткой. В пачке могут оказаться плитки с отбитыми уголками, при этом самих уголков нет. То есть плитка побилась не во время транспортировки, а еще на заводе, и ее упаковали в таком виде.